Вечера и акции

Вечера и акции Клуба литературного перформанса, а также вечера, организованные Светой Литвак и Николаем Байтовым, участие в других литературных проектах

(список вечеров в работе, далеко не полный)

1993

1 августа Праздник Железной Дороги в дачном посёлке Кратово.

Дорогу объезжали:

начальник станции – Николай Байтов

машинист – Игорь Лёвшин

диспетчер – Света Литвак

стрелочник – Павел Митюшёв

кондуктор, нажми на тормоза – Олег Дарк

станционный смотритель – Бонифаций

паровозный гудок — Тиль

пассажиры 1 класса – Артём Баденков, Ирина Семёнова и др

сбившиеся с железнодорожного пути и отставшие от поезда – Нина Искренко и Джон Хай с женой Катей

схема пути – коллаж Светы Литвак «Железная дорога»

1 августа 1993г – «Праздник железной дороги» на даче И.П. Стефановой в Кратово у Николая Байтова. Это презентация моей картины «Железная дорога» (коллаж) а также первой моей не самодельной книги «Песни ученика», вышедшей в издательстве Андрея Белашкина. Участвовали: СЛ, НБ, Павел Митюшёв, Игорь Лёвшин, Олег Дарк, Бонифаций, Ира Семёнова, Артём Баденков.

Нина Искренко, Джон Хай и его жена Катя заблудились и не нашли дачу. Мобильных тогда не было.

 

1995

18 марта клуб «Скарабей»

Совместный вечер мой с Николаем Байтовым «Цветочки»

По моему проекту: мы читаем стихи по очереди, я время от времени повторяю одни и те же стихи, к концу всё чаще.

Там же в это время – выставка моих коллажей.

29 апреля первый ПРАЗДНИК РИФМЫ. В память о Н.Искренко. Клуб «Скарабей».

Вера Сажина, Ф.Гримберг, Ю.Скородумова, И.Иртеньев, В.Аристов, О.Дарк, Р.Элинин, П.Митюшёв, Г.Лукомников, А.Левин, В.Строчков, В.Тучков, И.Ахметьев, М.Сухотин, Д.Кузьмин, А.Сосна, Д.Стефанов, М.Айзенберг, Д.Авалиани, А.Воловик, И.Кукулин, И.Семёнова, С.Литвак, Н.Байтов

25 ноября моё выступление на радио «Ракурс», прямой эфир

8 декабря совместный вечер с Павлом Митюшёвым, Георгиевский клуб

 

1996

 

6 апреля перформансный «ОБЕД» в Свибловской квартире. Участники: мои дети, СЛ, Н. Байтов, Шахи, Владимир Тучков.

 

10 февраля – «УНЕЁНЕЕЛАКЛАБОК» – перформанс с яблоками и пишущей машинкой на презентации НЛО №16, Георгиевский клуб

 

25 апреля, Чеховская библиотека

2-ой Праздник рифмы

Участники:

Д.Кузьмин, В.Тучков, И.Иртеньев, И.Кукулин, А.Левин, Р.Элинин,

П.Митюшёв, С.Литвак, Н.Байтов, Ф.Гримберг, Ю.Скородумова, С.Летов, А.Воловик, И.Ахметьев, П.Капкин, М.Щербина, Г.Лукомников, И.Яркевич, В.Строчков, Д.Нагишкин

Многие пришедшие выступить не успели (Д.Воденников, А.Воркунов, А.Макаров-Кротков…)

Кроме чтений: рифмованный покер, конкурсы: частушек, сквозной рифмы, самой плохой рифмы и самой лучшей плохой рифмы, буриме.

На мне надета сбруя из ямбов на белом искусственном материале – квадратиках – работа Н.Байтова. Часть этих квадратиков роздана присутствующим, которые должны были найти себе пару.

3 июня вечер в театре «Перекрёсток». Юля Скородумова с folk-групой, перформанссное чтение: Байтов, Литвак, Вера Сажина(голос), Павел Митюшёв.

7 июня открытие литсалона «Летний сад». Я и Байтов. Мы пригласили выступить с нами Александра Бараша. Мы с Николаем, кроме стихов, делали перформанс «Пишущая машинка – с яблоками».

(Публика: М.Айзенберг, Т.Михайловская, И.Ахметьев, М.Нилин, В.Санчук с друзьями, В.Тучков, В.Строчков, С.Ромашко и пр.

22 ноября 1996 состоялось открытие Клуба литературного перформанса в Георгиевском пер д.5/6 у Михайловской.

Выступали:

СЛ и НБ – перформанс «Кротовая нора» в третьей редакции, нам помогали аккомпанементом и вступительным проигрышем – два молоденьких музыканта из г.Кирова, Максим и Роман, учащиеся 1 курса Гнесинской академии. Аккордеон и балалайка. Я их нашла, играющими в переходе ст. «Александровский сад».

Тучков – про Льва Толстого, Павел Митюшёв с новой пьесой на букву Ч. (Час «Ч»), Юлия Скородумова со стихами под музыку (Роман и Максим) и рекламными паузами, Владимир Строчков со стишком, Игорь Бурихин со звуковым экспромтом.

Записывали – радио «Россия» и телевидение НТВ, передача «Намедни» — как всегда издевательский репортаж.

19 декабря перформанс «Кротовая нора» в «Перекрёстке». (самое удачное исполнение) – во 2 отделении

1 отделение – Скородумова и Звягинцев

25 декабря в клубе «Феникс» у Сида делали новый вариант «Кротовой норы» с участием Вероники Боде, Иры Семёновой и Юлии Скородумовой.

26 декабря второй вечер Клуба литературного перформанса «Литературный карнавал», вечер литературных скандалов, Чеховская библиотека. Н.Байтов – о разных литераторах, С.Литвак – о Руслане Элинине, стегала кнутом Д.Кузьмина, В.Курицын о Л.Рубинштейне (я – «вон отсюда!), И.Ахметьев о премии «Незнакомка», Д.Кузьмин о Д.Волчеке (изображал зайчика), П.Митюшёв о себе, Г.Лукомников и др.

28 декабря новогодний вечер в театре «Перекрёсток». Перформанс «Японская киноактриса». Получили приз от Виктора Луферова

1997

6 февраля  мой вечер в Чеховской библиотеке. Я сказала, что за три с лишним года существования салона меня впервые пригласили читать свои стихи. (случайно – свободен следующий четверг – С. – не хочешь?), что я могу расценивать только как намеренное оскорбление, и читать здесь свои стихи отказываюсь. Приглашённые мной музыканты (скрипка и фортепиано) заиграли ресторанную музыку. А я сидела в кресле на сцене: в паричке, вечернем чёрном коротком платье с перьевым манто, пила шампанское из хрустального бокала и ела ананас. К сожалению, музыканты (армяне Ара Акопян и Рубен Агаронян) спешили на работу в ресторан. Играли не очень долго. Они откланялись. Вышла, возмущённая моим поведением Лена Пахомова и объявила вечер закрытым. Тогда ко мне обратился Александр Бабулевич, принесший книгу бук-арт – с моими стихами. Тогда я представила эту книгу зрителям и почитала из неё стихи.

20 февраля 4-й вечер Клуба литературного перформанса в галерее «Феникс» у Сида. Вечер бук-арта «Живая книга». Выставка книг и выступления:

Леонид Тишков представил книгу «Хрустальный желудок ангела» — слайдами, чтением, в сопровождении музыканта Михаила Ходаровского. Художник Михаил Погарский представлял книгу-дододекаэдр «Восемь небесных сфер» в четырёх обложках, а также книгу-картину шахматных партий (возможных). Павел Митюшёв – компьютерный вариант «Белой книги». Герман Лукомников – себя в обложке. Ры Никонова и Сергей Летов – 7 томов (листов рулонной бумаги с дырками для голов), шуршащие листочки при дуновении и книга-рама с разрезыванием полосок бумаги бритвой. Александр Бабулевич представил кирпич «Библиос», книгу автографов и книгу своих стихов. Дмитрий Авалиани показал свои листовертни. Я представляла книгу ямбов Н.Байтова, надетую на голову в виде сбруи, ниже пояса – брюки, расписанные листовертнями Д.Авалиани. Михаил Сухотин, которого я объявила следующим, заявил с обидой, что мы его неправильно пригласили, а именно, только как зрителя, а у него было, что сказать нам.

Вечер был очень удачным, разнообразным и интересным.

30 апреля ПРАЗДНИК РИФМЫ (третий) в галерее «Феникс»

1 отд.

И.Сид, И.Кукулин, Л.Раскин, М.Несмеянова, П.Капкин, Г.Сапгир, Т.Арсёнова, В.Герцик, А.Кричева, М.Есеновский, А.Абрамов

2 отд.

А.Воловик, С.Литвак+Н.Байтов+П.Митюшёв (перформанс), А.Левин, И.Ахметьев, В.Тучков+П.Митюшёв (перформанс), Г.Лукомников, Ф.Гримберг, В.Строчков, Т.Милова, М.Сухотин, В.Вильдштейн, С.Розенкранц.

20.05. Авторник

Шестой вечер цикла «Антифон»: Нина Искренко и Света Литвак. Завершающий вечер цикла был подан организаторами как торжество идеи диалога, являющегося ведущей конструктивной силой в литературном пространстве, над любыми обстоятельствами, препятствующими обмену репликами. Диалог Искренко и Литвак, чья личная и творческая близость часто и давно отмечалась, состоялся вопреки тому, что уже два года одной из авторов с нами нет. На фоне своей картины Литвак читала за двоих, поочередно — свои тексты и тексты Искренко, маркируя момент перехода посредством небольшого непонятного механизма, издававшего сверчково-тикающий звук.

1998

24 января в 19:00 в Интернет-кафе «Screen» – вечер Академии литературного перформанса: Света Литвак и Николай Байтов, музыканты Сергей Летов и Татьяна Миронова.

Февраль 1998

Пьеса Нины Искренко «Вишнёвый сад продан»

написан Н.И. в апрель-сентябрь 1993

обработка: Павел Митюшёв, февраль 1998

В роли Фирса – Света Литвак.

18 марта. Галерея «Spider & Mouse«

Акция Клуба литературного перформанса «Ready Made — Second Hand». В одном из помещений галереи были развешены на веревках и разложены на сидениях тексты без указания имен авторов. Участники акции имели полную возможность выбрать тексты по собственному желанию – но не более двух бесплатно; за остальные, для осознания ответственности, требовалось доплачивать. Совершившие акт присвоения участники переходили в соседнее помещение, где через некоторое время Николай Байтов произнес речь, в которой отметил, в частности, что авторство возникает из объявления, т.е. присовокупления имени к словесному блоку; сохраняется имя, но не человек. Затем Александр Бабулевич продемонстрировал образцы ready-made’ов (свои и Крученых), а также представил (совместно со всеми присутствующими) ready-madе «Колокол» (созданный многократным повторением участниками имени Джон Донн). Владимир Герцик заявил, что решил загадку авторства шекспировских произведений («Шекспир — это я»). Затем началось чтение присвоенных текстов (читавший мог производить любые действия с присвоенным текстом: сокращать, перегруппировывать отрывки и т.д.). Выступили Света Литвак, Бабулевич, Герцик, Владимир Тучков, Ирина Семенова, Александр Левин, Николай Винник (зачитавший по фразе из довольно значительного количества прозаических текстов, присвоенных им и после этого с восклицанием «Ненавижу прозу!» порвавший всю пачку), Дмитрий Черный (превративший регулярные рифмованные стихи в верлибры), Филипп Минлос, Владимир Строчков, Игорь Иогансон, Юлия Скородумова, Данила Давыдов, Сергей Соколовский, Екатерина Ваншенкина (одним из присвоенных текстов которой оказался фабричный текст на коробке из-под конфет), Евгений Панченко, Игорь Лёвшин, Полина Слуцкина, снова Левин (присвоивший собственный текст и объявивший это концептуальным жестом, на что Герцик заметил, что это не жест, а демонстрация: жест был бы, если бы Левин умолчал о содеянном), Андрей Воркунов, и после большого перерыва приехавший в Москву из Смоленска Александр Голубев и др. Байтов собственноручно подписывал каждый присвоенный текст, удостоверяя его новое авторство.

Текст из газеты «ЛЖМ»

 

25 марта, Дом Самодеятельного Творчества, выступали света Литвак и Николай Байтов.

 

30 мая, театр песни «Перекрёсток», мой авторский перформансный вечер с участием Олега Дарка (рассказ «Секонд хэнд», Николая Байтова (рассказ-перформанс «Фиксатор буквы), Татьяны Мироновой (песни на мои стихи). Постановка моей-пьесы «Встречи» с помощью Николая Байтова, Владимира Герцика, Юлии Скородумовой, Вероники Бодэ, Андрея Воркунова, Вадима Вильдштейна и некоего Андрея. На вечере была выставлена моя картина-коллаж «Аквариум», которая была куплена за 10 рублей Андреем для Натальи Осиповой, у которой теперь и хранится.

4 июня 1998 года

«ПРАЗДНИК РИФМЫ» (четвёртый) в Доме самодеятельного творчества (рядом с клубом «ДОМ»), 17.00. Мы с Байтовым опаздывали. Люди собрались, но их не пускали. Наконец, открыли, внутри летал пух и висели фотографии, посвящённые Набокову, известный набор: шахматы – бабочки – Лолита.

Выступили: Н.Байтов, О.Дарк, Ф.Гримберг, В.Строчков, И.Кукулин, А.Воловик, В.Герцик, В.Тучков, Д.Давыдов, Г.Лукомников объявил перерыв, В.Боде, В.Сажина, И.Ахметьев, Д.Авалиани, Ю.Скородумова, В.Аристов, А.Левин, И.Сид, В.Вильдштейн, С.Литвак, И.Семёнова, Н.Осипова, А.Кричевец.

Пили пиво, «швеппер», водку; ели яблоки, шоколад.

Байтов читал буримэ, Дарк – стихи, Гримберг – о монгольской красавице, Строчков – старое, в том числе, присвоенное Герциком, Тучков упоминал Толстого, Давыдов – не помню, Лукомников отказался и дулся в углу, лёжа плашмя, Боде – одно новое стихотворение и сидела на сцене во время выступления Сида с торжественно-мрачным лицом, Сажина – стихи и спела по просьбе публики, Ахметьев – не помню, Авалиани принёс очень много бумажек, посуду, Скородумова читала стихотворение, сидя в моих, купленных в Париже, тёмных очках. Аристов пришёл с опозданием, подарил мне книжку, Левин читал что-то смешное, Сид, во всём белом, читал долго стихи крымских поэтов, Вельдштейн снимал всё на камеру, нервничал, что его долго не объявляют, Литвак прочла стихотворение З.Гиппиус «Свободный стих», два стихотворения Руслана Элинина и свой центон (Бонифаций + И.Крылов), остальные что-то прочли, слушать уже было невозможно, все устали. Дарк сказал, что ему понравилось стихотворение Гиппиус. В 21 час разошлись. Кричевец, Герцик и Вельдштейн поехали пить к Байтову на дежурство, а я – домой.

Были кое-какие фото, но не сохранились. Вроде бы, есть плохонькое видео.

25 июня мой спонтанный перформанс, перформансное поведение на вернисаже Андрея Монастырского, из-за чего возник конфликт с Сергеем, организатором, продолжившимся выдворением меня из галереи, чему помешала пришедшая вовремя Анна Альчук. Позднее Владимир Тучков написал и опубликовал об этом статью «Андеграунд обментовился».

24 сентября литературный вечер Клуба литературного перформанса «Способы рецензирования текста», клуб «Феникс», я не успела прочесть свой рассказ «Рецензия», зато сделала объявление о начале голодовки с требованием выдать мне Соросовсий грант на КЛП, застрявший в банке «СБС АГРО» после дефолта.

Впоследствии была съёмка этого сюжета возле банка программой «Сегоднечко». (или это было в начале октября?)

Также был проведён перформанс (Я, Байтов и Наталья Осипова) с шахматами у входа в банк.

Деньги начали выдавать малыми суммами.

29.11. Галерея «Spider & Mouse»

Вечер Клуба литературного перформанса: «Литературная выставка».

(из газеты «Литературная жизнь Москвы»)

Открывая выставку (действительно размещенную на стенах), куратор галереи Игорь Иогансон говорил о том, что союз вербального и визуального в искусстве – это веление времени (называя при этом все выставленное визуальной поэзией, хотя собственно визуальной поэзии на выставке практически не было; впрочем, и другие выступавшие были нетверды в терминах). О размывании границ между разными видами и типами искусства говорил и Николай Байтов, приведший в качестве яркого примера представленную работу Михаила Сухотина, лежащую на грани бук-арта и акционного искусства (работа, озаглавленная «И музыка умеет говорить», состоит из нескольких листов, на которых зафиксирована акция — фотографиями — и ее продукт: автор запечатывает лист бумаги на пишущей машинке, воспроизводя при этом движения рук пианистки, исполняющей пьесу Бетховена «Сурок»; на листе выделяются оставшиеся незапечатанными, т.е. белыми, места, которые, как выясняются, могут быть интерпретированы как контур сурка; квалификация результатов фиксации акции на бумаге как бук-арта представляется методологически сомнительной). Далее Байтов обратился к своей работе — тексту «Траектория 128», записанному вручную на сверхдлинном листе бумаги; текст содержит всего 128 слов, повторяющихся различное количество раз в разных комбинациях, причем первое появление каждого слова отмечается в особом боковом столбце; по мнению Байтова, эта работа представляет собой образец текста, порожденного не необходимостью передачи некоторой информации, а определенным самодействующим механизмом (добавим, что тем самым эксперимент Байтова родствен проектам Мастерской потенциальной литературы OULIPO). Свои работы представили и прокомментировали и другие авторы. Наталья Осипова выставила слово «хуй» с несколькими птичками (в духе МХАТовского силуэта чайки) над последней буквой и за подписью «Народное визуальное стихотворение», пояснив, что этот текст привиделся ей на стене дома, хотя при ближайшем рассмотрении его там не оказалось; несколько других работ Осиповой представляли собой небольшие изделия из теста, в поверхность которых были запечены небольшие металлические предметы, имитирующие разные виды древней письменности (клинопись, древнеегипетское письмо и т.п.); изготовленные первоначально в дар Андрею Монастырскому, эти работы впоследствии использовались Осиповой в психотерапевтической работе с трудными подростками, которым предлагалось «прочесть» написанное (собственно, предположить, что именно написано), — особенно любопытно, по мнению Осиповой, сопоставить эти опыты прочтения с интерпретацией теми же подростками оборотных сторон данных изделий (пятна муки и т.п.), т.е. преднамеренного — с непреднамеренным. Осипова также рассказала о выставленной работе Анны Альчук: рубеж 80-90-х, листы с первыми образцами новой российской рекламы (Сбербанк) чередуются со словесными фрагментами, транслирующими мифы о смерти, бытующие в обыденном сознании (зов, слышимый на расстоянии близкими умирающего в момент смерти, и т.п.); такой контрапункт, полагает Осипова, характерен для Альчук, часто сопрягающей проблематику смерти и потребления. Александр Левин представил объекты середины 80-х гг. – спичечные коробки с концептуальными надписями внутри и снаружи (например, коробок с надписью «Пустой коробок», внутри которого неоднократно повторено: «Тут пусто, пусто» etc., — в духе Магритта); особняком стояла работа «Призма Володе Строчкову», представляющая собой эксперимент по пространственному расположению текста: на каждой боковой грани по стихотворению, первые строки которых размещены вдоль ребер на верхней грани, образуя тем самым стихотворение-магистрал (аналогично устроена и «Обратная призма Саше Левину» Строчкова — с той разницей, что текст написан на внутренних гранях полой призмы). Другой эксперимент с пространственной организацией текста предложил Алексей Гоманьков, чье стихотворение написано на листе Мебиуса и, таким образом, не имеет ни начала, ни конца. Света Литвак показала цикл «Цветы», в котором каждому стихотворению соответствует изящный рисунок пастелью. Владимир Герцик выставил свои хайку, оформленные на японский манер: текст записан в столбец посложно, причем графика букв искусно имитирует иероглифы, — а также серию биографических фотографий; при выступлении Герциком были прочитаны тексты, сочиненные для действующей в Интернете литературной игры «Графомания» (игра состоит в дописывании двустишия до катрена, и Герцик по обыкновению предлагает для каждого раунда игры по 14 вариантов, дающих в совокупности достаточно забавный серийный текст). Юрий Нечипоренко сказал несколько слов о выставленной им книге Всеволода Некрасова «Ajar» («В разладе»), созданной известным шотландским бук-артистом Телфером Стоксом. На выставке были представлены также самиздатские тома Вагинова, Олейникова, Левина, Всеволода Некрасова, изданные в 80-е годы Строчковым, дискета с полным собранием сочинений Бонифация и Германа Лукомникова, лаконичная визуальная поэзия Иогансона и ряд других экспонатов.

7 декабря акция Клуба литературного перформанса «Биографическое собрание» на открытии салона «Премьера» в помещении кафе «Рыбий глаз» при Зверевском центре современного искусства. С 8 февраля начались регулярные собрания в офисе Зверевского центра, где готовилась эта акция. Участники Света Литвак, Николай Байтов, Леонид Костюков, Андрей Воркунов, Олег Дарк и Пётр Капкин по очереди рассказывали свою биографию или отрывки из неё, велась магнитофонная запись. Затем, по жребию каждый выбрал, чью биографию он будет писать. И писали. А то, что написано, представили на этом вечере. Света Литвак писала об Андрее Воркунове, Андрей Воркунов о Леониде Костюкове, Леонид Костюков об Олеге Дарке, Олег Дарк о Николае Байтове, но больше у него получилось обо мне. Николай Байтов писал обо мне и о Пете Капкине.

На вечере на столах стояли магнитофоны с включёнными магнитофонными записями. Каждый из столов и пространство вокруг него оформлялось одним из участников акции: детские фото, старые тетрадки, альбомы, рисунки пр. Стоял гул одновременного повествования. Можно было подсесть к любому столику и слушать, смотреть. Через час магнитофоны отключили и началось чтение биографий и отрывков из биографий. И беседа. По жребию первой досталось читать мне. Я прочла начало повести «Андрей». В ходе чтения Андрей Воркунов оппонировал мне, опровергал, соглашался или дополнял. Затем он прочёл отрывок о Лёне Костюкове, беседа с Лёней, участие публики. Костюков – о Дарке, Олег Дарк о Николае Байтове (отрывок из рассказа), Николай – обо мне.

Все присутствовавшие были живо заинтересованы происходящим, активно участвовали в обсуждении. У Капкина брали интервью, поскольку он так и не решился рассказать нам свою биографию. Только Байтов знал некоторые эпизоды его жизни. Затем пели песни тех лет: Николай Байтов, Алексей Сосна, Андрей Воркунов, Евгений Иорданский.

22 декабря «Чайный клуб», ул. Южнопортовая, д.18.

проект Владимира Никольского

я читала стихи в двух отделениях с перерывом. В третьем отделении сделали с Николаем Байтовым перформанс «Флюорография». Знакомство с Александром Бубновым.

28 декабря Зверевский центр современного искусства, салон «Премьера». Новогодний вечер. Я представила и подарила участникам бук-арт календарь «Света Литвак и…» Каждая страница была посвящена одному из присутствовавших авторов с их текстами, обращёнными ко мне. На вечере произошёл конфликт между Игорем Бурихиным и Владимиром Герциком, едва не дошедшим до драки. Кто выступал, не помню. Точно был Олег Дарк, возможно, Юлия Скородумова, кто-то ещё.

1999

9 января

Передача по радио «Россия» — «Частная коллекция» о нашей предыдущей «Литературной выставке».

17 января. Галерея»Spider & Mouse«

Клуб литературного перформанса. Открытие выставки визуальной поэзии.

Участники: Дмитрий Авалиани, Анна Альчук, Александр Бабулевич, Николай Байтов, Сергей Бирюков, Александр Бубнов, Игорь Бурихин, Владимир Герцик, М. Горелик, алексей Дьячков, Игорь Иогансон, Александр Левин, Света Литвак, Герман Лукомников, Павел Митюшёв, Наталья Осипова.

Мы с Николаем делали перформанс «Флюорография».

24.01. Интернет-кафе «Screen«

Клуб литературного перформанса. Перформанс «Путешествие». Света Литвак, Николай Байтов, Сергей Летов и Аркадий Кириченко.

11.02. «Чайный клуб»

Сначала играли Сергей Летов и Александр Александров (Фагот),потом я читала цикл стихотворений «ЦВЕТЫ» с демонстрацией листов цветной графики, к которым эти стихи были написаны. Затем читала стихи Юлия Скородумова. И снова музыканты.

Обстановка в кафе была обычной: кто слушал, кто кушал, кто беседовал. Заплатили по 100р. Пошли выпивать к Николаю на дежурство.

15.02. Премьера

Акция Клуба литературного перформанса «Литературный карнавал, или Критический шабаш». На развешанных в зале листах все желающие писали проклятия в адрес литературных журналов «Соло», «Новое литературное обозрение», «Комментарии», «Постскриптум», «Арион», «Черновик», «Контекст-9» и бюллетеня «Литературная жизнь Москвы», а также «тупого и унылого Крымского клуба«, «бесстыжего и суетного Союза молодых литераторов «Вавилон» и ихнего оголтелого в трезвости клуба», «милого и остроумного Клуба литературного перформанса» и прочих московских клубов и салонов. Николай Байтов в кратком вступительном слове выразил желание, чтобы этот карнавал прошел в более серьезном ключе, чем первый (26.12.1996). Выступление Светы Литвак состояло из двух частей: стихотворение Гете прозвучало вступлением к теме, дав в обобщенном виде весь спектр проблем литературной грызни и показав, что эти проблемы за двести лет нисколько не изменились; пламенная речь, взятая из «Консуэло» Жорж Санд, была посвящена тому, как салонная практика извращает реальные ценности в литературе. Анна Альчук выступила с инвективой в адрес арт и литературной критики, которая оценивает художника и поэта не по его произведениям, а по умению вести интригу. Сатира Юлии Скородумовой представляла собой сексуальную аллегорию: творец и Муза, различные способы творческого акта в зависимости от позы. Байтов прочел статью «Эстетика не-X», в которой обсуждались смысловые оппозиции «внятное√невнятное», «профессионализм√самодеятельность», «самоуверенность√растерянность» и т.п. Было показано, что т.н. «эстетика X», которая объявляет себя «настоящим искусством», единственной инстанцией, дающей художнику «признание», базируется на первых членах этих оппозиций. На деле же она эстетикой не является вовсе, поскольку единственным ее критерием оказывается «выраженность претензий» художника. Статья вызвала живое обсуждение участников карнавала. Владимир Герцик выступил с эпиграммой в адрес Светы Литвак. Герман Лукомников – с ругательной критикой в адрес Клуба литературного перформанса, кроме того, он обвинил Ивана Ахметьева в фанатичном поклонении Всеволоду Некрасову. Ахметьев прочел несколько стихотворений, среди которых были эпиграммы в адрес журнала «Арион», Германа Лукомникова и др. Игорь Сид огласил эпиграммы-анаграммы («О, СВЕТА ЛИТВАК!» // А В ОТВЕТ – ЛАСКИ…; АЙ, ПЕТЯ КАПКИН!.. НО: // Я ПОКА ПИКАНТНЕЙ и т.д.). Александр Михайлов прочитал несколько сатирических стихотворений владимирского поэта Ивана Котельникова, напечатанные в 22-м номере журнала «Соло». Вечер завершила Света Литвак коллажем из критических высказываний прошлого века о пишущих женщинах, в целом причисляющих оных к разряду «чудовищ». Напоследок по случаю Масленицы участники карнавала угощались блинами с водкой, а затем во дворе галереи было сожжено омерзительное чучело русской литературы (из листков рукописей участников карнавала).

3.04. Интернет-кафе «Screen«

Акция Клуба литературного перформанса «Бред и фигня» открылась очередным исполнением перформанса Светы Литвак и Николая Байтова «Флюорография» (ср. 22.12.98), представленным в несколько минимизированном варианте, поскольку почти весь антураж, использовавшийся при предыдущих исполнениях, был забыт Байтовым в метро. Напротив, перформанс Игоря Иогансона «Часы с кукушкой» характеризовался некоторой избыточностью используемых выразительных средств: авторское чтение одноименного стихотворного цикла (описывающего различные фантастические и гротескные трансформации заглавного предмета) сопровождалось выступлением Анжелы Романовой в роли кукушки-монстра, сквозь прорези в надетой на нее картонной коробке выбрасывавшей в публику различные предметы. Перформанс Германа Лукомникова состоял в том, что автор обменивался дыханием (рот в рот) со всеми зрителями, согласившимися в этом участвовать, и обошелся, таким образом, без слов. Литвак и Юлией Скородумовой был также исполнен классический перформанс Нины Искренко. Владимир Герцик просто прочитал четыре стихотворения (по собственному признанию, два — для вечности, а два — на злобу дня); со стихами (правда, аранжированными радикальной тембровой окраской, от визга до хрипа, и звуками детской погремушки, но тем не менее вполне самоценными) выступила также Вера Сажина. Песни на стихи Литвак (в джазовой манере) пела Татьяна Миронова. Акция завершилась представлением абсурдистской пьесы Литвак «Встречи» с ошеломительным участием Герцика в роли 8-летнего мальчика Тимоши Юбочкина.

Из статьи https://www.screen.ru/club/tusovka/cat/litvak2/ :

Академический вечер Клуба Литературного Перформанса — «Бред и фигня» — должен был представить, согласно своему названию, эстетику смазанных концепций, что нашло отражение в нарушении структуры вечера-концерта.

Размывание пространственной и символической определённости случилось в частности с перформансом Светы Литвак и Николая Байтова «Флюорография», который самопроизвольно вышел за пределы «Интернет-кафе», так что одна из его частей (основная) двигалась по кольцу метро, забытая и неопознанная, в то время как другая беспомощно пыталась перед лицом озадаченных зрителей стать её бурлескной перелицовкой.

Последовавший затем перформанс Германа Лукомникова из цикла «Человеческие поэмы» неожиданно забуксовал в зрительской массе. Поскольку известно, что поэзия тесно связана с дыханием и передаёт различные его стили, постольку автор перформанса ставил своей целью все дыхания прочувствовать и просмаковать. Вместо этого получился конвейер, хотя многие, по отзывам, получили истинное удовольствие. Впрочем, Герман Лукомников был готов к неожиданностям и в некотором смысле их планировал. По его определению, перформанс — всегда провал и всегда страшно разочаровывает. Разрыв между величием замысла и убожеством результата в перформансе более очевиден по сравнению с другими искусствами, потому что его нельзя исправить: это одноразовая вещь.

Перформанс Игоря Иогансона «Часы с кукушкой» также вышел из-под контроля и проявил агрессию по отношению к своему создателю. Вся вспомогательная аппаратурная система пыталась вытолкнуть перформансиста из его действия. Всё-таки, перетянув на свою сторону инициативу, автор с помощью кукушки-монстра (Анжела Романова) произвёл выброс чудовищных предметов, мёртвых душ, а также всякой фигни в сторону изумлённых зрителей.

Перформативная воля к отчуждению автора от авторства получила развитие в следующем музыкальном фрагменте. Зал наслаждался анонимностью положенных на музыку текстов в не меньшей мере, чем самой музыкой и текстами. Лишь задним числом оказалось возможным атрибутировать: поэзию — Свете Литвак, музыку и исполнение — Татьяне Мироновой.

Выступление Владимира Герцика имело целью скомпрометировать (в который раз!) самый жанр перформанса посредством заурядного чтения обыкновенных стихов.

Перформанс Нины Искренко, давно отделившийся от автора и ведущий личную жизнь не явил ожидаемых от него неожиданностей.

Через плакальщицу и жалобщицу сквозь стук и стихи шаманский призыв Веры Сажиной пытался достичь отчётливости бреда.

Представление в лицах по тексту Светы Литвак «Встречи» совершилось в пяти частях в сильно импровизированной форме. В главной роли – Тимоши Юбочкина – блистал Владимир Герцик. Актёрский ансамбль в составе Вероники Бодэ, Юлии Скородумовой, Игоря Иогансона, Веры Сажиной, Павла Моргунова и Николая Байтова явил эклектическое многообразие подходов к сценическому обращению с текстом. Объединяющим началом служило усилие преодоления языковой и ситуационной абсурдности, осуществлённой внутри прозы.

19.04. 1999  салон «Премьера »

(из газеты «Литературная жизнь Москвы»)

Фестиваль неприличной поэзии, впервые проводившийся Клубом литературного перформанса, открыл Николай Байтов. Выступили Павел Митюшев, Владимир Строчков, Света Литвак, Мирослав Немиров, Александр Левин (неоднократно уже звучавшее стихотворение «Мы с Якличем», очень удачно стилизующее разговорную речь), Владимир Герцик, Герман Лукомников, Александр Воловик, Юлия Скородумова (сонет, написанный совместно с Алексеем Гомазковым), Герман Виноградов и Иван Ахметьев; Герцик читал также поэму Олега Назаровского «Балда», а Ахметьев — миниатюры разных авторов. Листовертни с участием обсценной лексики демонстрировал Дмитрий Авалиани. Вполне естественным образом одним из центральных жанров на Фестивале оказалась частушка (цикл обсценных частушек Строчкова на темы античных мифов «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях…», частушки Герцика, отданные им, впрочем, в процессе акции «Ready made — Second hand», а потому объявленные как «некогда принадлежавшие автору»); Владимир Тучков счел даже, что образец народного творчества в этом жанре будет в его исполнении более уместен, чем собственные сочинения. Особо следует выделить экспериментальные тексты Литвак (жанр обозначен автором как «рассеянный акростих», хотя точнее было бы говорить об анаграмме — если бы этот термин не употреблялся в качестве жанрового обозначения применительно к работам Дмитрия Авалиани несколько другого рода): стихотворные миниатюры, составленные из букв, входящих в состав имен писателей (запомнились прежде всего анаграммы, посвященные Хэмингуэю и Зинаиде Гиппиус). Оживление вызвало и выступление Немирова, в чьих стихах плотность обсценной лексики на единицу текста была особенно велика; кроме того, Немиров прочитал стихотворное обращение к заведующей отделом поэзии журнала «Знамя» Ольге Ермолаевой, выражающее самый резкий протест по случаю неприсуждения Немирову премии журнала за лучшую стихотворную публикацию года (в этом тексте порадовали также цитаты из близких по смыслу стихов Катулла, приведенные в оригинале). Наконец, Виноградов по обыкновению привлек отдельное внимание своим нарядом и аксессуарами (его чтение сопровождалось своеобразными звуками, извлекаемыми посредством пестика из металлической полусферы). Стоит отметить, что поэзия, работающая с обсценной лексикой, была представлена на Фестивале широко, но несколько односторонне (исключительно текстами, в которых эта лексика используется в игровой и эпатажной функциях, — тогда как у таких авторов, как Максим Скворцов или Дмитрий Волчек, ее использование связано с совершенно иными художественными идеями). Другие подходы к пониманию определения «неприличный» применительно к поэзии, продемонстрировали Михаил Сухотин, Данила Давыдов, Николай Винник и отчасти Лукомников. Последний, помимо множества миниатюр, содержащих обсценную лексику, эротические, копрологические и т.п. мотивы, прочитал также уникальную стилизацию — стихотворение «Призыв», обращенное к юноше-призывнику и в приподнятой героико-романтической форме призывающее его выполнить долг перед Родиной; причины неприличности стихотворения не проговаривались, но очевидно, что гражданские мотивы такого рода неприличны в современной поэзии вдвойне: и по содержанию, и с точки зрения художественной уместности. Сухотин перед выступлением пояснил, что неприличную поэзию он понимает как поэзию, направленную на выяснение личных отношений, и прочитал несколько стихотворений (каждое — с предуведомлением, излагающим существо претензии), адресованных Ахметьеву (по поводу антологии «Самиздат века»), Байтову (по поводу оскорбительного текста в адрес Сухотина, оглашенного Байтовым в рамках «Литературного карнавала» 26.12.96) и Вадиму Месяцу (по поводу составляемой им антологии современной русской поэзии). Давыдов и Винник заявили о своем резком неприятии понимания поэзии с инвективной лексикой как неприличной поэзии (это, по словам Винника, «оскорбление для русской речи»); неприличными они предложили считать тексты, качество которых не устраивает самого автора, — и оба представили ряд таких текстов из собственного творчества (в частности, Давыдов прочитал ряд стихотворений, написанных им в 15-летнем возрасте). По итогам акции Винник и Давыдов объявили о присуждении учрежденного ими на месте диплома за самое неприличное стихотворение Лукомникову за «Призыв», а за худшее выступление на Фестивале — Герцику (без каких-либо объяснений). Фестиваль завершил Лукомников, зачитав известное стихотворение Пушкина «От Всенощной вечор идя домой…».

10.05. 1999 Премьера

Праздник Рифмы (пятый) открылся перформансом Николая Байтова, соорудившего перед входом в помещение клуба «чучело верлибра», составленное из швабр, метел и т.п. и окруженное плакатами типа «НАТО — родина верлибра!»; предложив любому желающему из числа собравшихся встать на защиту верлибра, Байтов начал бичевать чучело плеткой; несмотря на попытку защиты, предпринятую со шваброй в руках Дмитрием Кузьминым, чучело было несколько повреждено, после чего Кузьмин обратился к собравшимся с речью, указав, что Байтов выступил против набора нужных и полезных вещей, вооруженный вещью бесполезной и предназначенной исключительно для агрессии. Значительная часть выступавших сочла необходимым представить тексты, в которых рифма не просто присутствует, а чем-либо осложнена и обогащена: так, в стихах Игоря Иогансона наличествовала сильная аллитерация, у Анатолия Кричевца рифма постепенно появляется по ходу стихотворения, Александр Воловик читал цикл лимериков с повторяющейся начальной строкой и иронические миниатюры к Международному дню борьбы с курением (рифмуются в обязательном порядке названия сигарет); Герман Лукомников, помимо прочего, прочитал текст, написанный первоначально верлибром, а через несколько лет переписанный в рифму. Ряд авторов представил, наряду со своими, чужие сочинения: Игорь Иртеньев — тексты из газеты «Любимый Президент», издающейся в городе Мытищи (в стихах главного редактора газеты Воробьева Ельцин воспевается как универсальный культурный герой типа Прометея), Иван Ахметьев — несколько стихотворений Айвенго из книги «Феноменология уха» (Тольятти, 1999), Владимир Герцик, уже не в первый раз, — Олега Назаровского, Мария Ордынская — петербургского поэта Вячеслава Лейкина; Света Литвак и Данила Давыдов читали стихи покойных авторов: Литвак — Андрея Шатилова, Нелли Тереховой и Олега Мустафина, Давыдов — Багиры (Елены Эйм-Коваленко). Литвак с Байтовым также прочитали на два голоса брутально-издевательский стихотворный диалог Сергея Коренастова из Коврова. Елена Воинова выступила с переводами из английских поэтов Огдена Нэша и Кристофера Лога. Свои стихи читали также Николай Байтов (в т.ч. отрывки из поэмы «Нескончаемые сетования»), Илья Кукулин (в частности, юношеское стихотворение, имитирующее поэтику Иртеньева, — в качестве презента этому последнему), Александр Левин, Иван Макаров, Наталья Осипова, Андрей Воркунов и др. В ходе вечера с заявлением выступил Герцик, опровергнув сообщение «ЛЖМ» о том, что на Фестивале неприличной поэзии ему был вручен диплом за худшее выступление: продемонстрировав диплом, он заявил, что оный выдан не за худшее, а за самое неприличное выступление. Перед началом Праздника была развернута небольшая выставка фотографий московских литераторов (Байтов, Литвак, Ахметьев, Олег Дарк, Леонид Костюков, Михаил Нилин и др.).

Описание взято из газеты «ЛЖМ»

 

Моё описание:

10 мая Праздник рифмы в салоне «Премьера», Зверевский центр современного искусства. Во дворике Н.Байтов стегал кнутом сделанный мною и П.Капкиным «ВЕРЛИБР» из палок, веток, лопат и бумаг. Самоотверженно защищал верлибр Д.Кузьмин, прыгал со щёткой перед Байтовым. Когда ВЕРЛИБР был повержен, начались чтения рифмованных стихов. Выступали: А.Воловик, И.Иогансон, Г.Лукомников, И.Иртеньев, И.Ахметьев, И.Кукулин, Н.Байтов, В.Герцик, А.Левин, С.Литвак, Д.Давыдов, А.Кричевец, И.Макаров, Н.Осипова, Т.Железняк, Е.Воинова, А.Воркунов, А.Гаврилин, М.Ордынская. После пили пиво. Самые неугомонные ещё продолжали читать стихи друг другу до одиннадцати вечера.

14 мая мой день рожденья. Сначала мы с НБ ездили в лес. Потом в Георгиевском клубе в 18.00 моё сорокалетие объявлено как 50-летие. НБ зачитал поздравительные тосты из книжки тостов, В.Герцик что-то сказал, Г.Лукомников написал пальцем у меня на спине слово «счастье». Дважды я неправильно угадывала буквы, получилось «соучастье». После я произнесла вступительную речь. О травле, о своей литературной судьбе, довольно скандальную. В частности: «Кто нами управляет? Карьеристы, невежды, педера – ОЙ! – передовая молодёжь!» Видимо, тогда Д.Кузьмин обиделся и вышел из зала, с тех пор со мной не здоровался и не публиковал в своём сетевом Авторнике.

Я читала стихи. Т.Миронова пела мои стихи. Г.Лукомников танцевал. После перерыва я читала начало прозы «Любовь в проруби». Т.Миронова ещё пела. Затем выпивали и ещё пели вместе.

19 июня

Георгиевский клуб. «Взаимовыгодно-альтруистический антифон». Света Литвак читала стихи Германа Лукомникова, а Герман Лукомников стихи Светы Литвак, то, что мы выбрали друг у друга. Я читала хореический набросок обратного словаря двусложных фонетических волновых каламбурных пар) со стихотворным комментарием. Во втором отделении на нас нашёл смеховой ступор, хохотали до изнеможения. Слушатели серьёзно слушали, а мы с Герой хохотали над каждой строчкой его бесконечных каламбуров. Потом Гера начал петь мой «Дачный сонет» на мотив Иорданского, я ему подпевала, нестройно так исполнили. Потом несколько стихотворений прочли хором. В общем, получали удовольствие. В этот день утром были похороны Игоря Холина, и в начале вечера я и Гера прочли несколько его стихотворений.

Фестиваль «Неофициальная Москва»

Общее руководство — Марат Гельман, Вячеслав Курицын, Светлана Мартынчик. Куратор литературной программы Игорь Сид. Согласно концепции Фестиваля, программа целиком формировалась на основе частной инициативы кураторов литературных клубов и других литературных деятелей, благодаря чему проиграла в целостности, но, возможно, выиграла в разнообразии. Помимо мероприятий, о которых мы помещаем отдельные отчеты, состоялось еще несколько событий:

3-4 сентября

Клуб литературного перформанса проводил перманентную акцию «Second hand» в клубе «Премьера» 

24 сентября

В рамках I Международного фестиваля поэзии в Москве. Вечер «Радость и счастье в современной лирике» в Зверевском центре современного искусства был сильно перегружен авторами, включёнными сверх программы. Кураторы Света Литвак и Николай Байтов. Из гостей помню Джона Хая.

24.09. Премьера

(из газеты «Литературная жизнь Москвы»)

На вечере, озаглавленном «Счастье и радость в современной лирике», со стихами выступили Алексей Сосна, Кирилл Ковальджи, Вадим Муратханов, Санджар Янышев, Андрей Воркунов, Юлия Скородумова, Света Литвак, Олег Губанов, Владимир Аристов, Иван Ахметьев, Дмитрий Веденяпин, Олег Дарк, Алексей Кубрик, Ирина Шостаковская, Ян Пробштейн, Герман Лукомников, Фаина Гримберг, Виктор Лапшин, Александр Самарцев, Данила Давыдов, Владимир Герцик, Иван Жданов, Виктор Санчук, Николай Байтов (зачитавший также тексты Алексея Дьячкова) и Джон Хай (чье выступление сопровождалось переводами Марка Шатуновского); Александр Левин исполнил несколько старых песен, а Павел Митюшев представил пьесу-тавтограмму (в которой все слова начинались буквой «ч»), уже читавшуюся в интернет-кафе «Screen» (24.01.98). В большинстве зачитанных текстов обнаружить непосредственную репрезентацию счастья и радости не удалось, что, видимо, ощущали и сами выступавшие, высказываясь в том духе, что «всякая поэзия — сама по себе счастье и радость»; ближе других к заявленной теме находились тексты, выбранные для чтения Литвак, и небольшая поэма Гримберг «Археология», проникнутая характерной для этого автора приподнятостью.

Из статьи Марины Шимадиной «Из поэтов счастливы только женщины и дети»:

Ощущение отчуждения создавала и доминирующая минорная тональность поэзии. Даже на тематическом вечере «Счастье и радость в современной лирике» в Зверевском центре современного искусства поэты с трудом обнаруживали указанные чувства в своих произведениях. Исключением были женщины (Света Литвак, Фаина Гринберг) и «дети» — Вадим Муратханов и Саджар Янышев из Ташкента. «У нас в Узбекистане,— говорят поэты,— время течет иначе, медленно, как это бывает в детстве. Поэтому все мы — дети».

TEXTURA (из материалов конференции Насколько действенна и реальна создаваемая поэтами картина мира? 10 декабря, 2019

Александр БУБНОВ: На фестивале Людмилы мне более всего понравилось выступление поэта Светы Литвак. И вдруг я нахожу в Сети информацию о том, что 24 сентября 1999 года, ровно 20 лет назад, в салоне «Премьера», в рамках Первого Международного фестиваля поэтов был вечер, который называется «Счастье и радость в современной лирике», на котором тоже выступала Света Литвак. И мне бы хотелось прочитать цитату из манифеста Николая Байтова, предваряющего этот вечер, из «Литературной жизни Москвы»: «Мажорное звучание стиха уже давно и прочно дискредитировано в нашем эстетическом сознании. Эта дискредитация производилась по разным направлениям: начиная с Козьмы Пруткова, которого некоторые считают предшественником обэриутов, и заканчивая официальной поэзией советского периода, дискредитировавшей саму себя, во-первых, а во-вторых, перелицованной в сатиру и юмор в нашем политизированном концептуализме. Нынешние поэты все как один становятся в тупик перед вопросом: каким образом радость и счастье отражены в их поэзии? Им кажется, что этих чувств они вообще не испытывают и не излагают, однако этого просто не может быть по человеческой природе. Для нас несомненно, что поэтика радости и счастья существует, но в виде не только никак не описанном, но даже не осознанном. Задача нашего вечера — попытаться услышать и понять, как, на каких правах и с помощью каких средств эти фундаментальные человеческие состояния входят в лирическое высказывание».И вот через двадцать лет Света Литвак снова выступила в рамках этой же темы — и снова была исключением.

https://textura.club/kartina-mira/?

25 октября

Вечер пейзажной лирики. Зверевский центр современного искусства.

1 отделение

Стихи Генриха Сапгира читали Н. Осипова и А. Альчук. Вообще, Наташа весь вечер усердно удовлетворяла своё чувство гражданского долга, используя вечер пейзажа, как трибуну. Далее В. Герцик читал хайку, скучные и монотонные, хорошо ещё, что я потребовала исключить из подборки натюрморты и пр, не имеющие отношения к теме вечера. Его жена, Е. Добрушина с ещё более унылой интонацией читала ещё более скучные и плохие стихи. Я расстроилась и свои стихи, которые так хотела почитать, читала с ужасом, чувствуя внутри ту же уныло-серую интонацию, нещадно сокращала подборку. Затем читал Михаил Айзенберг, хорошо. Потом А.Воловик, не очень.

2 отделение

Наталья Осипова: гражданская лирика, Дмитрий Веденяпин – хорошо, Николай Байтов – хорошо, Игорь Сид читал стихи Звягинцева, Лаптева, Максимовой, ещё кого-то – невыразительно. Затем Анна Альчук. Александр Левин пел песни, зал радовался. Владимир строчков читал хорошие стихи, Всеволод Некрасов читал, все тащились. Вечер закончился хорошо.

6 декабря

В клубе «Образ и мысль» прошёл вечер Светы Литвак и Николая Байтова. Мы частично посвятили его совместным проектам. Сначала Николай представил книгу «Редимэйды и ассамбляжи», мы из неё почитали. Затем я читала ассамбляж, составленный из отрывков моей прозы разнообразной, в том числе, редимэйдовской. Во втором отделении Байтов читал стихи, а в конце мы зачитали по 7ой главе ветвящейся мыльной оперы (проект М.Есеновского – Г. Лукомникова). Вечер понравился. Шульман очень заинтересованно критиковал мою прозу. Очень многие восторгались стихами Николая. У меня же впечатление от вечера, что я как всегда всех раздражала.

20 декабря

ПЕРФОРМАНС-НОМЕР

  1. Речь Н. Байтова вступительная
  2. Постановка пьесы С.Литвак «Встречи» (А.Воркунов, Д.Давыдов, В.Герцик, Ю.Скородумова, О.Иванова, С.Шабалин)
  3. Ю.Скородумова «Фома и Ерёма» с участием Светы Литвак
  4. Вера Сажина обычное исполнение своих стихов с пением и побрякушками
  5. Г.Лукомников после объявления своего выступления удалился в туалетную комнату, оставив дверь открытой.

Второе отделение

  1. «Голоса» Литвак – Байтов – Митюшёв (во время исполнения Г.Лукомников трубным голосом оповестил всех об окончании своего перформанса, чуть не сорвав наш).
  2. Алексей Каллима хлестал кнутом три тома «Братьев Карамазовых» на арабском языке, открытых на последней странице, крича при этом: Верните мне свою невинность!
  3. Андрей Тавров и Вита читали стихи, сидя напротив друг друга: полифония
  4. Н.Байтов и я исполнили перформанс-рассказ «Фиксатор буквы»
  5. О.Иванова прочла своё стихотворение с использованием слова «перформанс»
  6. В.Герцик спел песню о чеченцах старинную

Газета ЛЖМ

20.12. 99 Премьера

Вечер Клуба литературного перформанса «Перформанс НОМЕР» открылся вступительным словом Николая Байтова: недавно Байтову слово «перформанс» показалось «напыщенным и лощеным», относящимся к «эстетике Х» (т.е. модной, трендовой, — этот термин Байтов предлагает в одноименном эссе, опубликованном в #39 «Нового литературного обозрения»). Но Клуб литературного перформанса существует давно, и менять его название не хочется; поэтому, по словам Байтова, отныне в Клубе ставится знак равенства между перформансом и «номером», «аттракционом». Это особенно принципиально на фоне развернутой в это время в Зверевском Центре современного искусства выставки Вячеслава Мизина и Александра Шабурова (фотографии перформансов, эксплуатирующих набор устойчивых эпатажных ходов, — например, раздетые до трусов перформеры на Красной площади), являющей, по словам Байтова, пример именно «эстетики Х» в чистом виде. Света Литвак заметила на это, что ей создаваемое таким сочетанием «ощущение неловкости и недоумения» представляется совершенно нормальным. Затем была представлена отчасти костюмированная постановка диалогов (именно так, а не пьесы) Литвак «Встречи», разыгранная при участии Владимира Герцика (уже второй раз — см. 3.04. — успешно исполнившего роль 8-летнего мальчика), Ольги Ивановой, Юлии Скородумовой, Андрея Воркунова, Сергея Шабалина и Данилы Давыдова; Николай Байтов читал ремарки. В качестве следующего «номера» Скородумова и Литвак продемонстрировали перформанс «Фома и Ерема» (включающий чтение одноименного текста Скородумовой, игру на варгане и двух пивных бутылках, поение публики пивом в обмен на какой-либо предмет, каковые после этого Скородумова надевала на Литвак, и т.п.). Вера Сажина, одетая в экзотический костюм (долженствующий, вероятно, имитировать шаманский), декламировала свои тексты, перемежая их впечатляющим фолк-вокалом в сопровождении бубна, перкуссий и т.п. — что в целом создавало ощущение языческого камлания. Объявленный в качестве следующего выступающего, Герман Лукомников молча покинул зал; Литвак объяснила, что первоначально Лукомников намеревался попросить всех присутствующих покинуть зал, затем — попросить никого не покидать зал, и лишь потом решил покинуть зал сам. Смысл сказанного стал ясен позже, когда часть публики обнаружила, что перформанс Лукомникова состоял в открытой к лицезрению всеми желающими мастурбации в туалете. Байтов, Литвак и Павел Митюшев продемонстрировали известный перформанс «Голоса» (исполнители почти все время находились за занавесом, слышны были только их диалоги); во время этого «номера» раздался громкий крик, означающий удачное завершение перформанса Лукомникова. Художник Алексей Калема, участник объединения «Карамазов-центр», с усердием молотил привязанным к нему длинным тяжелым хвостом по переводу «Братьев Карамазовых» на арабский с криками «Верните мне мою девственность!». Андрей Тавров и ассистировавшая ему Вита Тазьба прочитали два стихотворения: одно — на два голоса, другое, предназначенное для четырех исполнителей, — прибавив метроном (можно видеть, как на глазах развивается у Таврова эта форма, — ср. 1.12.). Байтов показал перформанс «Фиксатор буквы» — чтение одноименного рассказа с параллельной демонстрацией обсуждаемых шахматных позиций на доске. Иванова прочитала вполне традиционное для нее стихотворение «Перформанс». Вечер завершился выступлением Герцика, спевшего a capella «Новогоднюю песню» (предположительно, текст Владимира Соллогуба) — патриотическую с точки зрения дагестанцев, которые воевали с русскими.

31 декабря-1 января

Зверевский центр современного искусства

Перформанс «Торт»,  Света Литвак и Николай Байтов

2008

 

21 января, 19.00, клуб «ПирОГИ на Никольской», Вечер из цикла «Полюса»: Александр Кабанов (Киев) и Света Литвак (Москва)

 

25 февраля участвовала в вечере саунд-поэзии «POESIE SONORA»

27 февраля съёмка передачи на телеканале ВКТ, Северо-Восточный округ, тема «Всё ли вы сделали, чтобы сохранить свою любовь?», в эфире 7 марта в 19.45 (40 мин)

2 марта Зверевский центр современного искусства перформансоидная акция Владимира Тучкова «Война апокрифов. Превентивный удар». Цикл рассказов Вл. Тучкова «Митя Ведмедев в школе и дома». Хореографическую партию Эго и Альтер Эго главного героя исполнили Света Литвак и Юлия Скородумова.

20 марта «СВЕТАБАЙТОВКОЛЯЛИТВАК», литературный перформанс, Зверевский центр современного искусства

  1. «Русские узоры» — перформанс, но не литературный Светы Литвак
  2. «Итальянский перформанс», литературный, но не перформанс Николая Байтова

28 марта сольный вечер Светы Литвак в проекте «friends only», клуб «Жесть»

31 марта клуб «ДОМ», годовой отчёт «Супремуса», куратор Александр Шумов.

Наш перформанс «ТОРТ», в котором участвовали Жабер, Нестор Поварнин, Вера Сажина, Сергей Литвинов, Алексей Колотенков, Надежда Толоконникова и другие.

25 апреля Света Литвак и Николай Байтов выступили со стихами в киноцентре «Рекорд» в Нижнем Новгороде.

18 мая Зверевский центр современного искусства, презентация журнала СТЫХ (Днепропетровск), участники: Света Литвак, Явас, Михаил Сухотин, Александр Мухарев, Елена Круглова, Алексей Денисов, Алексей Сосна, Юлия Скородумова, Иван Ахметьев, Александр Очеретянский представил журнал «Черновик»

6 июля выступала на закрытии сезона «Проекта ОГИ» в составе «friends only»

12 июля выступала на закрытии литературного сезона в клубе «Жесть»

29 сентября читала на общем вечере в Булгаковском доме, открытие сезона

1 октября читала стихи в МКО (московское купеческое общество), ул. Электрозаводская, на выставке Дмитрия Фадеева.

5 декабря фотосессия «Золотая любовь» на квартире Александра Шумова, проект Нестора Поварнина, съёмка Нестора и Александра Подосинова

6 декабря у меня дома съёмка сюжета для передачи о чтении из цикла «В кругу семьи»

8 декабря Чеховский культурный центр, участвовала в презентации аудио книги «15 поэтов», куратор Игорь СИД

14 декабря Зверевский центр современного искусства, выступала на фестивале «Литератерра»

20 декабря читала стихи на презентации смоленского журнала «Слова»

21 декабря выступала на вечере памяти Дмитрия Авалиани («Улица ОГИ»)

В конце декабря выступала в Пятигорске в одном из санаториев в паре с гитаристом, исполнителем романсов

2011

23 декабря 2011 презентация совместной книги стихов СЛ и НБ “Случаи из жизни” в Доме писателей, СПб.

2012

22 января 2012 презентация совместной книги стихов СЛ и НБ “Случаи из жизни” в Проекте ОГИ, Москва. Выступали мы с Н.Байтовым в сопровождении пантомимы Резеды Кучкаровой и Евгении Андриановой.

17 июля 2012 Вечер любовной лирики в программе фестиваля «Любовь в Зверевском центре». Участники: И.Дудинский, Д.Чернышёв, В.Строчков, А.Сосна, С.Литвак, А.Левин, А.Курбатов, А.Кащеев, А.Золотарёва, Д.Давыдов, М.Вяткин, В.Герцик, Е.Дунская, А.Воловик, Н.Байтов

 

«От Калинина до Твери» 16 июня 2012, Тверь

Пристального изучения, в частности, был удостоен экстравагантный объект, стоящий в створе улицы Салтыкова-Щедрина на берегу Волги. Сооружение, вызывающее вполне определенные ассоциации, воодушевило одну из участниц на действия провокативного характера – поэтесса (Света Литвак) привезла с собой боксерские перчатки и, подойдя к скульптуре, отвела душу, осыпав ее ударами. Да, при этом звучали соответствующие форме объекта стихи о том, что лирическая героиня, мягко говоря, бывала в объятиях своего кавалера и на Черном море, и на Балтийском, и во многих других местах. Скульптура, впрочем, от такого обращения не пострадала. В остальном же никакого радикализма в действиях поэтов не наблюдалось, да и описанная выше акция была скорее шуткой.

(описание Евг.Петренко)

8 октября 2012 открытие фестиваля «Лапа Азора» (8-11) в музее Маяковского. Стоя спиной к зрителям, исполняла фрагмент оперы Е.Телишева “Tapir”, мне ассистировал Алексей Колотенков.

2013

 

23 марта 2013 акция Клуба литературного перформанса POEM (поем) в Зверевцентре. В основе – проект П.Митюшёва. Он  читает цикл стихов на тему еды и затем подробно готовит некое блюдо «blanchot des hivernelles» с дичью, перигорскими трюфелями и амазонской гуараной. Готовое блюдо состояло из нескольких слоев: первый – кусочек ананаса, второй — ломтик рябчика, сверху – мелко перетертые трюфели, а как гарнир были использованы японские игольчатые грибы ено-итаке.

(из статьи Елизаветы Стрельцовой)

Затем – общие чтения. Каждый приглашенный поэт должен был читать свои стихи, в которых есть любое упоминание о еде, и во время прочтения выкладывать тот или иной воспеваемый продукт на стол. В акции участвовали: Николай Байтов, Владимир Герцик, Данила Давыдов, Александр Курбатов, Евгений Лесин, Света Литвак, Александр Макаров-Кротков, Владимир Тучков, Юрий Угольников, Елена Дунская, Алексей Сосна, Наталья Азарова, Михаил Вяткин, Дмитрий Юрченко.

Света Литвак. По мере того, как она называла тот или иной продукт, Николай Байтов выкладывал на стол то банку консервов, то кусок свинины, обрамленный дольками апельсина, а Литвак, потешно иллюстрируя собственный текст, прикрепляла их к фигуре картонной бабы, висевшей на стене.

Наталья Азарова удивила собравшихся полноценным обедом, в который входили мидии, салат с морепродуктами, какой-то чудо-пюре-суп, изысканное мясо и еще шоколадный пирог. Свое выступление она иллюстрировала книжкой с рисунками Бориса Констриктора и слайд-шоу. В итоге в разгоревшейся борьбе за право первыми продегустировать роскошные блюда Азаровой победили Данила Давыдов и Данил Файзов и кто-то еще.

Программу вечера продолжил Юрий Угольников со стихами, блинами и вареньем. Владимир Герцик, прочел хокку, одновременно доставая из всех карманов булочки, колбасу, напиток (only) для взрослых и специи. Александр Курбатов озвучил написанную им историю, как варить кашу на мороженом, которую и принес для пробы, (в начале 90-х сахар и молоко, как и другие продукты, в магазинах часто пропадали, а мороженое было всегда), и продекламировал стихотворения, написанные совместно с десятилетней дочерью. Евгений Лесин выступил с ярким экспромтом, выложив на общий стол вместо стихотворных груш, бутылку дюшеса и водку. Владимир Тучков признался, что в его стихотворениях нет упоминаний о еде, есть только розы, но принести кг лепестков» чудесного цветка было не под силу поэту ввиду дороговизны сего, поэтому он прочитал текст про «турецкое сало», оказавшееся в итоге рахат-лукумом, который и был выложен на стол поэтических подношений.

Александр Макаров-Кротков принес пакетик чая, апельсин и лимон; Михаил Вяткин в нарушение правил акции не коснулся заданной темы, так как писать о еде в стихах считает неправильным и греховным. Николай Байтов огласил отрывок из журнала «Аполлон», увиденного в Музее Серебряного века: «Искусство и действительность в сравнении с пищей…». Дмитрий Юрченко почему-то ничего не смог принести, но Данил Файзов в качестве реабилитирующего аргумента публично засвидетельствовал высокое качество однажды приготовленного Дмитрием плова. Данила Давыдов также ничего не принес из-за того, что в его стихах нет ни единого упоминания о еде, захватить же бутылочку какой-нибудь «Зеленой марки», по его словам, не догадался. Елена Дунская прочитала стихи, которые сочинила по пути на мероприятие, и принесла она с собой один большой огурец. В заключение вечера Алексей Сосна прочитал новое стихотворение, написанное им накануне, по его словам, «пока недоделанное», и посвящено оно было японской кухне.

После того как все продукты были предъявлены и стихотворения прочитаны, а гости окончательно проголодались, перешли к неформальному общению и пробе разных яств, щедро собранных на поэтическом пире.

СЛ: я прочла стихотворение “Ничего не видно в зале…” В это время Н.Байтов подавал на стол упоминаемую мной еду: помидоры, свинину с ломтиками апельсина и рулет бисквитный. Затем я читала “ушами леденцы…”. Перед вечером нарисовала на картоне женскую фигуру, в которую мы с НБ воткнули гвозди для крепления продуктов в нужные места. Читая стихотворение, я прикрепила к её ушам леденцы, на место сисек – треугольные пакетики с молоком, на живот – ватрушку, а между ног – бумажную красную звезду. Получилось красиво. Ещё я прочла стихотворение ”В салоне у Азаровой Наталии…”

2014

20 марта 2014 «Завтрашний день поэзии» — презентация журнала Клуба литературного перформанса «МАРТ» в Чеховской библиотеке, Москва ( в рамках Всемирного дня поэзии). Я угощала каждого выступающего ананасом с шампанским. Выступали: В.Банников, А.Воловик, А.Курбатов, С.Литвак, В.Тучков, М.Вяткин, Д.Давыдов, Е.Лесин, В.Силиванов, И.Лёвшин, В.Перельман, В.Емелин, О.Дарк, М.Малашонок (Тамбов), Е.Таран. По жребию премия (книга из Лесной библиотеки) досталась В.Перельману.

Я читала: «В огороде честный Нок…», «тебя кошка взгляд», «выткался на озере… (центон)», «он бросал меня безжалостно…».

9 апреля 2014 очередная акция Клуба литературного перформанса «ready made – second hand» в магазине «Книги на Даче». Тексты присвоили: Д.Давыдов, Д.Данилов, Ю.Скородумова, Ю.Угольников, И.Лагутина (германист), Наталья Харитонова (ИМЛИ, испанцы), Д.Файзов, А.Курбатов. Сдали тексты: Д.Давыдов, Д.Юрченко.

17 мая презентация журнала «МАРТ etc» в Малаховке в литсалоне «Стихотворный бегемот».     На презентации в «Стихотворном бегемоте» после общего разговора о журнале выступили четыре поэта, представленные в номере: Владимир Попов, Вадим Банников, Света Литвак и Николай Байтов. И ещё двое, которые в последние годы принимали участие во многих акциях «Клуба литературного перформанса», — Александр Курбатов и Валерий Силиванов (Курбатов с длинной фантастической поэмой, В. Силиванов с замечательными анаграммами)… А также один из авторов других номеров Марк Ляндо.

 

ЛЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

11 апреля 2012 (С.Литвак, Н.Байтов, С.Горюнов, Ю.Скородумова, В.Тучков, А.Курбатов.

Слепили из снега библиотекаршу Тамару. Купили для неё по дороге на станции розовую ночнушку, которая смотрелась на ней как платье и очень ей шла. Идея моя, воплощал её в основном Саша Курбатов. Основу помогал лепить НБ, лицо – Юля Скородумова. Губы сделала я из стручка красного перца. Из зелёных хвостиков перцев Саша сделал глаза (с устремлённым вперёд взглядом). Грудь вылепили мы с Курбатовым. Тучков облачал Тамару в розовое “платье”. Формы библиотекарши впечатлили всех мужиков. В руки ей дали книжку “МУ-МУ”(серия “Ребятам о зверятах”).

8 ноября 2012 СЛ и НБ, вдвоём, читали пьеску Чехова.

16 февраля 2014 (С.Литвак, Н.Байтов, А.Курбатов, С.Горюнов, Ю.Скородумова, И.Набоких, Д.Юрченко, А.Колотенков) я прочла Список выступающих.

18 ноября 2018 поездка совместно с группой «ПОНЕНАСОПА», выставка «Музей 15 минут» в Заветах Ильича, далее заседание в Лесной библиотеке. Участники: Света Литвак, Николай Байтов, Олег Иванов, Алексей Старостин, Борис Глинка,Сергей Горюнов.

24 апреля 2020 во время пандемии COVID-19 поездка вдвоём с Вячеславом Картинкиным, привезли новые книги.